Применение штрих-кодов
По оценке специалистов применение штрих кодирования повышает прибыль розничной торговли до 150 процентов, а балансовая прибыль среднего супермаркета возрастает более чем на один процент от суммы товарооборота. В настоящее время штриховой код наносится на 99 процентов продукции, выпускаемой различными зарубежными фирмами. Успехи отечественных производителей значительно скромнее, а потому ежегодно украинские экспортеры теряют до 30 процентов прибыли.
Процесс управления товародвижением требует регулярного и максимального информационного обеспечения, формирующего в сочетании с другими элементами логистический комплекс сервисных услуг. Оперативность получения информации о товаропотоках и правил их учета жизненно важна для производителей, а сведения о происхождении продукции – для потребителя. До недавних пор она разрешалась только с помощью многочисленных товарных ярлыков, этикеток и вкладышей. Требовалась новая система идентификации, которая давала бы подробный и точный “портрет” товара и была более удобной в применении.
Сегодня все уже привыкли видеть на товарных упаковках штрих коды, которые успешно справляются с поставленной непростой задачей.
Первый линейный код, который стал основой штрих кодирования, был разработан в Гарвардской школе бизнеса в 30-х годах. В 1977 году появилась Европейская 13-разрядная система EAN (European Article Numbering), вскоре ставшая мировым стандартом кодирования.
На сегодняшний день системы штрих-кодирования товаров получили самое широкое распространение и применение, рассмотрим основные сферы применения:
  • Торговля розничная и оптовая – в данной сфере штрих код применяют для автоматизации процессов прихода, расхода и учета товаров. К данной группе относятся розничные магазины, супермаркеты, гипермаркеты, аптеки.
  • Складской учет -  штрих код применяют для учета товара на складе и проведения быстрой инвентаризации.
  • Производство товаров – для его маркировки, учета и идентификации в учетных приложениях. Штрих код применяют для маркировки различных деталей изделия, для их дальнейшей идентификации.
  • Автоматизация учета – в данных процессах штрих код применяется как носитель информации и наносится на документы (квитанции). В эту группу входят энергетические компании, пункты приема коммунальных платежей, пенсионные учреждения, учреждения занимающиеся лотереями.
  • Идентификация – т.е. штрих код наносится на различные документы, удостоверения личности, пластиковые карточки и используется как идентификатор в различных системах дисконта, лояльности и доступа. Наиболее часто применяется в клубах, ресторанах, казино.
  • Системы контроля – штрих код используется так же для несения информации и идентификации, но используется во внутренних системах контроля, примером могут быть библиотеки, доставка товара, тестирование изделий, медицина и т.д.